Достойно есть

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Перевод: Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна почитания больше Херувимов и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без болезней родила Бога Слова (Сына Божия), и как истинную Богородицу мы Тебя прославляем.

Значение слов

Достойно – следует, должно.
Яко воистинну – поистине, по справедливости (яко – как).
Блажити  – восхвалять.
Присноблаженную – всегда блаженную (присно – всегда).
Пренепорочную – самую  непорочную.
Честнейшую Херувим – достойную большей чести, чем Херувимы.
 Славнейшую без сравнения  Серафим –  заслуживающую несравненно большего прославления, чем Серафимы.
Без истления – без нарушения чистоты.
Сущую – действительную.
Херувимы (по-древнееврейски это слово означает «излияние мудрости»)
Серафимы («пламенеющие») – высшие Ангелы, ближайшие к Богу.

В этой молитве мы восхваляем Богородицу, как Мать Бога нашего, всегда блаженную и непорочную, и величаем Ее, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших Ангелов: Серафимов и Херувимов, то есть Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех – не только людей, но и святых Ангелов. Она без болезней, чудесным образом от Духа Святого родила Иисуса Христа, Который, став от Нее человеком, есть в то же время Сын Божий, сошедший с небес, а потому Она есть истинная Богородица.

Икона «Достойно есть» (Афонская)

11 июня 980 года молодой монах монастыря в Карее совершал вечернюю службу. Услышав стук в дверь, он открыл ее и увидел молодого инока, приветливо его принял, и они стали вместе совершать молитвенные песнопения.
Когда начали величать Богородицу, молодой инок запел «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем…» Незнакомый гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному, и показал, как:
«Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего…».
Инок удивился этой песне и пожалел, что нет чернил и бумаги, чтобы ее записать. Тогда ночной гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просит научить всех христиан, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу. Камень под руками незнакомца стал мягким, и, выведя надпись, он назвался: «Архангел Гавриил» и исчез.
С 10-го века, по указу патриарха Константинопольского Николая 2-го, слова, написанные Архангелом, присоединили к известному песнопению «Честнейшую Херувим». С тех пор это песнопение называется «Достойно есть» и так и исполняется.

Афонская икона Достойно есть

Комментирование запрещено