Оглашенные — слово, которое слышали многие, даже люди, не имеющие отношения к Церкви. Достаточно вспомнить, как на шумно играющих и бегающих детей, часто покрикивают: «Что вы носитесь как оглашенные». Произнося это, люди даже не задумываются над смыслом фразы.
Попробуем разобраться: оглашенные кто это?
Если поискать это слово в словарях, то следует обратить внимание на греческий перевод. Кατηχουμενος- те, кто собираются принять христианство через таинство Крещения, изучающие основы веры. Такого человека и тогда уже называли оглашенным.
Во времена раннего христианства очень серьезно подходили к вопросам веры. В первые века за принятие христианства можно было серьезно пострадать. Крещение было сложным и ответственным шагом, который требовал подготовки и обучения догматов. Кандидаты, готовящиеся к Крещению, сообщали о своем желании священнику (епископу). Священник (возможно епископ) объявлял или «оглашал» об этом всем в храме. Следует заметить, что сам человек не мог запросто прийти в общину. Его приводил уже верующий христианин или диакон. С этого момента человек становился оглашенный. О нем молились, а он сам проходил подготовку. Священникам было категорически запрещено крестить без прохождения обучения и подготовки желающих. За это можно было стать изгнанным из клира. Существовали правила исповеди перед Крещением. Во время нее решался вопрос о том, возможно ли допускать до крещения, насколько тяжкие грехи совершил человек и раскаялся ли в них.
Оглашенный мог обучаться очень долго. В 1-3 века этот процесс длился от 40 дней до 3 лет. В процессе подготовки оглашенный уже присутствовал на богослужении, но в определенные моменты священники призывали оглашенных выйти из храма, произнося «изыди́те». Отсюда, наверное, и пошла поговорка про шумных детей. Более того, изначально священнослужители ходили и проверяли, не остался ли кто, называемый оглашенными в храме. Во время Таинства Евхаристии верные чада соединяются с Господом. Это величайшее Таинство, которое дано самим Богом верующим и принявшим Крещение, и только им. К нему не могут приступать некрещеные люди, поэтому им необходимо в это время выходить из храма.. Благоразумные «кандидаты в христиане» должны поступать именно так.
В современной жизни во время Литургии, диакон также призывает покинуть храм тех, кто не крещён, но никто этого не делает. Ведутся дискуссии на темы того, чтобы в самые важные Литургии оглашенных все же не оставалось в храме.
Возникает вопрос: почему возникла необходимость возвращать традицию оглашения, куда она пропала и когда? Для ответа на него нужно обратиться к истории России. В дореволюционное время, вся жизнь людей была связана с Богом и Церковью. Праздники, которые отмечало государство, были церковными. Люди хорошо понимали православное вероучение, и не было необходимости их обучать, оглашать. Во времена коммунистических нападок на Церковь проводить огласительные беседы было невозможно. Именно в тот момент и исчезла эта традиция.
В настоящее время Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил обучать, наставлять желающих приступить к крещению. 27 декабря 2011 года Священный Синод РПЦ одобрил документ, который закрепил это правило. Его необходимость назрела частыми случаями прихода в Церковь людей, которые понимают православную веру как модную тенденцию или магическую помощь.
Многие желающие оглашенные взрослые и родители (будущие крестные) младенцев, воспринимают такие нововведения совсем неодобрительно. Это неправильно, потому что очень часто можно услышать, как оглашенные объясняют свое желание креститься, например, для того, чтобы «быть под защитой» или «поправить здоровье». Это говорит о том, что человек не понимает, зачем он приходит в Церковь, для чего он хочет носить крест. Конечно, все мы являемся лишь учениками. Сам Господь называл апостолов своими учениками, а они знали и понимали веру из Его уст и Его жизни. Мы лишь учимся быть христианами. И все же желая креститься, необходимо знать хотя бы саму суть христианства.
Во время подготовки катехизаторы — те, кто проводят обучения, рассказывают об основах православного вероучения, Таинствах, разъясняют правила, традиции Церкви, ведут беседы о вере и суевериях.
Люди должны осознавать суть православной веры, понять, готовы ли они исполнять ее каноны, нести каждый свой Крест.
И тогда, приступая к купели, оглашенный может твердо сказать: «Верую!»
Икона Божией Матери Неопалимая Купина
Автор — Елена Якушева
копирайт, рерайт