Богослужебные цвета

Все, кто присутствовали хотя бы один раз на православном богослужении, обязательно обращали внимание на красоту и торжественность одеяний. Цветовое разнообразие является частью церковно-литургической символики и является не только услаждением взора, но и определенными атрибутами церковных служб.

Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность — белый цвет, и противоположность последнего — черный. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.

 

Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, образ Божественного нетварного света. Именно таким цветом, «белыми, как снег» стали одежды Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор во время Преображения . Это цвет абсолютной чистоты, который свойственен одному только Богу.
В белых облачениях служат в великие Господские праздники, например: Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня.
Кроме этого, белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.

 

Красный цвет — это цвет Пасхальных торжеств. Он, вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это символ неизреченной, пламенной любви Божией к грешному человеческому роду. Кроме этого, красный цвет- это цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.

 

Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами в честь величия и достоинства Христа, Царя славы. Это цвета принадлежат воскресным дням, как дням торжества и сияния славы Господней, которая неизмеримо больше и ярче, чем солнечный цвет. Кроме того, в желтых одеяниях священники Церкви почитают особых Божиих избранников — пророков, апостолов и святителей.

 

Зеленый цвет образуется в результате слияния желтого и голубого. В Церкви он принят в дни преподобных отцов и указывает нам на  то, что их монашеский подвиг освятил греховную человеческую природу соединением со Христом (желтый цвет), а житие подвижника по Божиим законам возводит его на небо (голубой) .
В зеленых цветах по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа.

 

Синий (голубой) — это небесный цвет и он принадлежит Богородичным праздникам. Этот цвет напоминает нам о том, что Пресвятая Дева вместила в себе, в Своей  Пречистой утробе, Невместимого- небесного Господа Иисуса Христа. который через рождество от Нее пришел к людям для нашего спасения.

 

Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня и воскресений Великого поста. Он образуется в результате соединения  двух цветов — красного и синего.
Красный цвет — это цвет крови Христовой и Его Воскресения, а синий показывает нам то, что Его страдания открыли нам путь в небо, путь к нашему спасению от грехов.

 

Черный  (или темно-коричневый) цвет наиболее близок по духу будним дням Великого Поста. Это символ отречения от мирской суеты, это — скорбь и плач о содеянном.
Черный цвет — это цвет греха, таким образом черные одежды священников соответствуют  нашим преступлениям перед Богом, постоянно напоминая нам об этом и о том, что необходимо искреннее раскаяние.

 

Комментирование запрещено