Я не боюсь смерти, поскольку
она соединит меня с Богом!
Святитель Василий Великий
С давних времен человечество пытается разгадать загадку о том, что же происходит после смерти человека. Часто люди приходят на кладбище к могилам родных, чтобы «пообщаться» с ними, но общение это происходит только в виде нашего монолога, поговорить полноценно с душами усопших, после смерти человека, невозможно.
Поэтому часто возникают такие или подобные вопросы про смерть:
Что происходит с душой человека на 3-й, 9-й и 40-й день? Что такое мытарства? Кто спасется? Спасутся ли одни только православные, а другие нет, а может из православных спасутся только те, кто жили праведно? Как быть с теми, кому не было проповедано о Христе, и он не принял православие до смерти? Если погибнут все остальные люди, кроме праведников, то что будет с остальными? Ведь этих «остальных»- очень много, подавляющее большинство, и неужели Бог не знает об этом? При этом мы все знаем, что Бог человеколюбив. Что происходит с душой, определенной на вечные муки?
ВОПРОС ИЗ ДРЕВНОСТИ: ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ?
О новой жизни души после смерти есть идеи во многих религиях мира. Это и древняя египетская религия (2000 лет до н. э.), тибетская «Книга мертвых» (8 век н.э.), буддизм, в теории которого Будда перевоплощался 215 раз, теософия и т.д.
Эти религии утверждают о повторном перерождении человека, хотя в идее перевоплощения фактически нет никакой логики потому, что:
- Если человек «перевоплощается» в следующей жизни, то у него должна быть память о прошлом, о том, какие грехи были совершены ранее, до того, как наступила его предыдущая смерть, чтобы в новой жизни очиститься от них. Но такой памяти нет и поэтому тут возникает вопрос — в чем смысл перевоплощения?
- Нет достоверных подтверждений перевоплощений после смерти, кроме случаев самовнушений, психических заболеваний и даже демонических воздействий на человека, в результате чего ему кажется, будто действительно он раньше был кем-то другим.
Вопросов о жизни души после смерти огромное множество, попыток ответов еще больше, при этом источники «знаний» очень разнообразные: оккультные сочинения, рассказы «побывавших» на том свете людей, «откровений» в сновидениях и т.д. Ввиду важности темы про смерть человека, существуют многие труды Святых Отцов и православных подвижников Церкви, на которые и нужно ссылаться при изучении этого вопроса.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ДУША ОТДЕЛЬНО ОТ ТЕЛА?
Среди множества случаев, описывающих клиническую смерть и выход из нее, очень интересен случай, который произошел с американским профессором, врачом-кардиологом Морицем Рооллингзом.
Однажды ему нужно было проводить реанимацию пациента, который, во время прихода в сознание кричал: «Я в аду! Не переставайте», после этого сознание больного выключалось на некоторое время, затем снова он приходил в себя и повторял: «Я в аду! Не давайте мне туда возвращаться».
Роолингз написал в своей книге, что, реанимационная процедура часто бывает болезненна для пациентов и, будучи сильным человеком, он иногда даже ломал им ребра. Но в этот раз происходило что-то необычное:
«Лишь в тот момент, когда я взглянул на его лицо, меня охватила настоящая тревога. Выражение его лица было гораздо хуже, чем тогда, когда у человека наступает смерть. Лицо искажала жуткая гримаса, олицетворявшая ужас, зрачки расширены, и сам он дрожал и обливался потом, — словом, всё это не поддавалось описанию»
Когда больной пришел в себя, он рассказал о тех жутких страданиях, которые перенес во время своей клинической смерти и поэтому готов был терпеть любую боль, лишь бы не возвращаться в тот ад.
Позже, когда Роолинз стал серьезно заниматься исследованиями, он в своей книге «За порогом смерти» описал множество случаев существования души вне тела, причем рассказы людей были не только светлыми и радостными, но и страшными, с огненными озерами, чудовищами и страданиями.
Очень интересны факты, относившиеся к спасенным самоубийцам, которые все, без исключений, переживали тяжелейшие страдания, когда к ним приходила смерть. Им некуда было спрятаться от чудовищ, страшилищ, и оттуда не было никакого выхода.
Когда привели в сознание девушку, которая пыталась отравиться, она умоляла: «Мама, помоги мне! Заставь их отойти от меня… их, тех демонов в аду… ».
В результате исследований врач привел очень серьезный факт: после всего, что с произошло после клинической смерти, пациенты коренным образом меняли свою жизнь.
КОНТАКТЫ С ДУШАМИ УМЕРШИХ
Известно много случаев, когда усопшие являлись близким во сне или даже наяву и давали какую-то важную информацию.
Например, святителю Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому, за три месяца до смерти явился во сне его покойный отец и сказал: «Помни девятнадцатое число». Действительно митрополит скончался 19 ноября.
О большом количестве таких контактов сообщается в авторитетных источниках, таких, как «Дух, душа и тело» архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, «Темная сила» М. Лодыженского, «Таинственные явления человеческой психики» Васильева А., «О жизни после смерти» К.Г. Юнга и других, а значит это явление действительно существует.
Но многие Святые Отцы Церкви, основываясь на опыте, предупреждают — желание «пообщаться» с усопшим– очень опасно, а особенно, когда он действительно начинает являться и отвечать. Тем более, человеку, у которого смерть забрала близкого человека, очень тяжело удержаться от искушения, когда данная оттуда информация сбывается. При этом люди не понимают, что такая информация исходит только от бесов и демонов, это они в облике умерших общаются с человеком. Причем, пообщавшись какое-то время, человек начинает доверять этому источнику, и в конце концов демоны могут так подстроить, что все окончится суицидом и смертью. Подробнее об этом- в разделе магия и целители.
Преподобный Иоанн Лествичник в «Лествице» так писал об этом:
«Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр».
ГДЕ НАХОДИТСЯ ДУША ПО СМЕРТИ ТЕЛА
3-й,9-й и 40-й дни Церковь считает особыми для поминовения усопших. Почему?
Когда преподобный Макарий Александрийский (IV в.) спросил ангела:
«Когда отцам предано совершать в церкви приношение Богу за усопшего в третий, девятый и четыредесятый день, то какая из того происходит польза душе преставившегося?».
В ответ святому ангел сказал:
«Бог не попустил ничему быть в Церкви Своей неблагопотребному и неполезному; но устроил в Церкви Своей небесныя и земныя таинства и повелел их совершать.
Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущаго ее ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу.
После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего — Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: увы мне! Сколько я осуетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благодати и славы. Увы мне, бедной!.. По рассмотрении же в продолжении шести дней всей радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых, находясь в которых, души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».
После того, как душа в течении трех дней по смерти побывала в тех местах, которые связаны с памятью человека, ей, с 3-го по 9-й день, показываются все добродетели ( по Апостолу, это: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание и т.д. – Гал. 5;22) и происходит испытание души на предмет ее отзывчивости на добро, на любовь, на целомудрие… И, если, например, в течении земной жизни человек научился быть милосердным, то его душа потянется к этой добродетели, а не оттолкнет ее.
Несомненно, души святых прошли такой экзамен и вписались в Божественную красоту мира добродетелей, и потому после 9-го дня, когда у них наступала смерть, они уже не будет испытываться на мытарствах, как об этом свидетельствует Сам Господь:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5,24).
Те, кто жил не по евангельской совести, до 40-го дня после смерти отправляются на мытарства.
МЫТАРСТВА -ЭТО ШАНС, А НЕ НАКАЗАНИЕ
Мытарства — это не наказание Божие за грехи, а еще одно Его лекарство для тех (к сожалению, таких людей подавляющее большинство), кто в жизни отдавался порокам и страстям, оправдывал себя в них, не каялся и «достиг» высокого мнения о себе, своих достоинствах, своих заслугах перед Богом и людьми.
В житии преподобного Василия Нового блаженная Феодора рассказывает о следующих людских пороках: 1) празднословие и сквернословие, 2) ложь, 3) осуждение и клевета, 4) объядение и пьянство, 5) леность, 6) воровство, 7) сребролюбие и скупость, 8) лихоимство (взяточничество), 9) неправда и тщеславие, 10) зависть, 11) гордость, 12) гнев, 13) злопамятство, 14) разбойничество (избиения, ударения, драки…), 15) колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания…), 16) блуд, 17) прелюбодеяние, 18) содомство, 19) идолослужение и ересь, 20) немилосердие, жестокосердие
В течении оставшихся 30-ти дней душе показываются все людские страсти и пороки, но там это происходит в гораздо большей степени. Как указывается во многих источниках, нет таких слов, чтобы земным языком передать характер страданий людей, которые в жизни жили не по совести и истине, и в таком состоянии приняли смерть.
Кроме этого, в мытарствах происходит проверка души на устойчивость к дьявольским искушениям, ведь это не демоны забирают нас от Бога, это происходит совсем без насилия над нашей волей, а душа сама бросается в ад. Именно об этом пишет свт. Феофан:
Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение в грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения»
В одном из своих писем игумен Никон (Воробьев) так писал:
«Если после смерти будет в душе нашей больше бесовского, то бесы овладеют нами. Если же мы еще здесь осознаем свои бесовские качества, будем просить за них прощения от Господа и сами будем всем прощать, то Господь простит нам, уничтожит в нас все дурное и не даст в руки бесов»
Мытарства- это не гнев и наказание Божие, это Его дар , чтобы человек понял кто он есть на самом деле. Фактически, демоны своими соблазнами оказывают большую пользу, они показывают душе ее болезни и страсти и, когда падшая душа понимает всю свою мерзость, у нее возникает необходимость в Боге-Спасителе. Это и становится залогом ее исцеления по молитвам родных, молитвам Церкви. Получается, что мытарство — это еще один этап лечения души после смерти. Это и есть премудрый и любвеобильный промысел Божий!
Игумен Никон (Воробьев) так писал о посмертии:
«Чаще думай о смерти и о том, кто тебя там встретит. Могут встретить Ангелы светлые, а могут окружить мрачные, злобные демоны…
Демоны горды и овладевают гордецами, значит, надо нам смириться. Демоны гневливы, значит, надо нам приобретать кротость, чтобы они не овладели нами, как своими по душе. Демоны злопамятны, немилосердны, значит, нам надо скорее прощать и мириться с обидевшими и быть ко всем милостивыми. И так во всем…
Если после смерти будет в душе нашей больше бесовского, то бесы овладеют нами. Если же мы еще здесь осознаем свои бесовские качества, будем просить за них прощения от Господа и сами всем будем прощать, то Господь простит нам, уничтожит в нас все дурное и не даст в руки бесов. Если мы здесь не будем никого осуждать, то и Господь нас не осудит там».
На 40-й день наступает частный суд Божий, в результате которого не Бог, а САМА ДУША ВЫБИРАЕТ где ей быть — с Богом или нет.
По учению Церкви 40-й день не является последним и окончательным. Душе помогут молитвы родных, друзей, и еще будет последний, Страшный, суд, на котором люди всех времен и народов, всех верований и безверья, конечно же, во всей глубине осознают свою духовную нищету, увидят непостижимую любовь Христову и в величайшем благоговении навеки преклонятся перед Ним, и СПАСУТСЯ!
А пока, до Страшного Суда, душа греховного человека будет находиться в скорбях и муках, и название этому состоянию — ГЕЕНА огненная.
Геена — это не наказание за грехи, это последний шанс, который дается человеку, чтобы спастись, о чем и написал Святой Исаак Сирин:
Царство Божие и геенна огненная – суть следствия милости, а не воздаяния! Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби!
По замыслу Божиему геена создана не для бесконечных мучений, а для спасения, и это есть милость Владыки, Который зная все наперед, тем не менее дал жизнь грешникам.
А раз так обстоят дела, то можно подумать, что теперь, когда хотя бы чуточку понятно, что смерть для грешников- это не обязательно попадание в ад, видимо можно расслабиться и пожить в свое удовольствие.
Св. Исаак Сирин предупреждает от такого рода мыслей:
«Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней»
Чтобы хоть частично, с точки зрения человеческого разума, прояснить весь ужас геены, можно привести такие сравнения: вряд ли человек, находящийся в здравом уме, захочет отдать себя в полное распоряжение в руки садистов на несколько недель для того, чтобы потом получить какие-то материальные блага.
У человечества нет опыта, чтобы доступным языком описать мучения геены, но все святые однозначно предупреждают — лучше бы такой опыт и не приобретать.
СТРАШНЫЙ СУД- ФИНАЛ ЖИЗНИ
Когда наступит всеобщее Воскресение, по учению Церкви, душа снова войдет в тело и человек опять получит способность к волеизъявлению, но это будет последний выбор. Страшный суд — это окончательный, последний выбор человека своей вечной участи.
Церковь понятие Страшный Суд употребляет, как аналог кончины света. Многим кажется, что это будет жестокое обличение деяний каждого человека и на этом суде Бог будет, как судья в мантии направо-налево будет раздавать наказания по делам человеческим. НЕТ, ЭТО НЕ ТАК- БОГ БЫЛ И ОСТАЕТСЯ МИЛОСЕРДНЫМ! Бог и на Страшном суде остается любовью.
После перенесенных мук и страданий геены выбор человека на Страшном Суде, наверное, не должен быть в пользу дальнейшего плена. Но для тех, у кого существует адский дух, кто ненавидит Бога, существование в Царствии Божием само по себе будет адом. И даже для них Бог оставляет свободу выбора.
Двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не мог выйти, хотя бы и хотел этого. Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, лежит “в глубине сердца человеческого”.
Мысль о том, что причиной пребывания грешников в аду, и самого дьявола, является их свободное «не хочу Бога», высказывали целый ряд Отцов: Климент Александрийский (+ 217), свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий (+379), преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин, св. Исаак Сирин, св. Николай Кавасила (XIV в.) и другие.
И именно на Последнем суде перед каждым человеком предстанет все духовное величие крестного подвига Бога-Сына, смирение Иисуса Христа ради нашего спасения- откроется Его безграничная любовь. Которая затронет, или даже потрясет, каждую воскресшую душу.
И вот, в таком состоянии, перед лицом любви Божией, каждый воскресший человек произнесет свою волю: «да» или «нет» Богу.
Именно поэтому Суд страшен, а не потому, что на нем Господь, забыв любовь, будет судить деяния человеческие «по всей справедливости»:
«Господь и на страшном суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». (Святитель Феофан)
В НАШИХ СИЛАХ ПОМОЧЬ УСОПШИМ
Пока мы сами еще живы, мы можем облегчить страдания усопших близких нам людей. Самая сильная помощь родственникам, которых постигла смерть- это молитва, а не поминальные трапезы или строительство дорогих памятников на могилах.
Но как могут наши молитвы помочь кому-то? Ведь от наших просьб Тот, кто есть совершенная Любовь и Милосердие, не может стать еще более милосердным или возлюбить кого-то еще больше.
Чудо, а лучше назвать его таинством, состоит в том, что молитвы также очищают нас самих. С их помощью мы, шаг за шагом, становимся ближе к Богу, приобщаемся к Нему и так постепенно происходит освобождение безвольной души усопшего от его страстей.
Таким образом, это и является нашей молитвенной помощью умершему, а не в том, что наши молитвы и добрые дела каким-то образом умилостивляют Бога, удовлетворяют Его правосудию, являются выкупом за грехи человека после смерти.
Молитвы должны быть искренними, это должны быть слова, идущие от всего сердца. Когда человек умирает, его смерть является шоком и родственники заказывают панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, ставят свечи, дают деньги в монастыри, в храмы и т. д.
Это хорошо, но недостаточно, нужно еще самому хотя бы в течение 40 дней после смерти совершить маленький подвиг: воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и других греховных дел, нужно обязательно исповедаться и причаститься, читать Евангелие и святых Отцов, а то смысла в этих заказах не будет. Нужно хоть эти сорок дней жить по-евангельски, быть христианином.
Одно из распространенных заблуждений- вера в то, что достаточно вынимания частицы и поминовения усопшего за богослужением. Но никто так, как родственник, не сможет помолиться за усопшего, о чем и пишет святитель Феофан:
«Если никто [из родных] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня… Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?!
И обязательно нужно лично читать молитвы по усопшему, псалмы и т.д. Священнику практически невозможно душой молиться за каждое имя в записочке, а такого поминовения бесы не боятся. Богослужебное поминовение- это одно из тех действий, которые должны быть совершены по усопшему, но это никак не магическое волшебство, которое принесет спасительный плод.
Все ваши усилия не пропадут даром, ведь, если бы это было не так, то зачем было истинной Церкви с самого начала своего существования молиться за усопших? А она всегда поминала их, призывала к молитве и научала как это делать правильно.
И не перестанет это делать до скончания веков.
По материалам книги профессора духовной
академии А.И. Осипова «Из времени в вечность»
ВОПРОСЫ ВЕЧНОСТИ
В беседах и на лекциях профессору Московской Духовной Академии Алексею Ильичу Осипову нередко задают вопросы, которые относятся к посмертной жизни. Вот ответы на некоторые из них:
- Хорошо ли человеку, отпавшему от Бога находиться во тьме?
- Как я буду чувствовать в Царствии Божием, зная о близких в аду?
- Куда попадут умершие на Пасху?
- Что будет с воином, погибшим в бою?
- В чем суть милостыни и трапезы?
- Геена и чистилище — это одно и то же?
- Какая участь убиенных младенцев?
- Можно ли молиться за родственников других религий?
- Бывают ли самоубийцы праведниками?
- Обязательно ли отпевание?
- Для чего приходят страдания и болезни перед смертью?
- Жалко мою умершую бабушку
- Почему сейчас не происходят воскрешения умерших?
- Где лучше помолятся по запискам- в монастыре или в храме?
- Насколько опасны молитвы за грешных людей?
- Как будут судиться все неправославные
- Почему некоторые молитвы услышаны, а некоторые-нет
- Кому и как нужно молиться в разных случаях